- «Представим себе, что семья на … кв.м живёт вчетвером. Эти люди должны организовать свою жизнь. Очень здорово, когда после завтрака все разойдутся таким образом, чтобы примерно час не видеть самых любимых близких. Если нет возможности направиться в отдельную комнату, можно разделить пространство под выполняемую задачу.
Очень важно распределить своё пространство таким образом, чтобы иметь возможность побыть абсолютно одному, и прежде всего – взрослому человеку, матери.
Личное пространство и уединение, пусть даже кратковременное нужно, чтобы просто собрать себя и создать основание, некий ресурс, чтобы потом это всё можно было отдать детям.
Каждый день нужно создать такие условия, чтобы обязательно каждый человек в семье мог побыть один, и никто другой не должен интересоваться, чем он в это время занимается.
- Только движение может снять раздражение. То, что может применить огромное количество родителей сегодня, – выйти из своей квартиры и подняться, спуститься по лестнице настолько, насколько сможете. Это хорошо изменит ваше состояние: когда вы после 5-6 спусков, подъемом, придёте домой, желания быть агрессивными не будет. Второй вариант: упал – отжался. Это тоже хорошая вещь. И мне кажется, полезно купить небольшой тренажёр, который также поможет близким какое-то время не взаимодействовать: один – за компьютером, второй – на тренажёре».
- Ссоры между детьми неизбежны, вопрос как мы взрослые на это реагируем. «Сиблинги (сестры, братья) ссорятся, чтобы вызвать внимание матери, поэтому нужно научить их взаимодействовать так, чтобы не подключать мать.
Первый вариант: когда происходит ссора, никого отдельно не наказываем. Наказываем двух детей тем, что они не общаются друг с другом некоторое время, например, полчаса никаких контактов. Второй вариант: мама думает, что, когда она с детьми, она с каждым из детей. С точки зрения каждого отдельного ребенка это совсем не так. Мама должна найти время, чтобы побыть с каждым из них отдельно. Это можно организовать так: пока старший ребенок в ванной, мама укладывает спать младшего, старший вышел, и мама с ним поговорила один на один. Если мы хотим, то такие возможности найдутся обязательно».
- Во время изоляции родители могут лучше узнать своих детей:
«Надо просто спросить: «Что ты хочешь? Что тебе нравится? Почему тебе нравится это, а не то?». И самое главное – при этом не высказывать своё мнение, а учиться слышать, что говорит ребёнок.
Чем больше ребёнок будет получать нашего времени и внимания, тем больше он будет это ценить. А чем меньше он получает внимания, тем больше ему нужны игрушки на две минуты. По мнению автора – «Что замечательного сделал коронавирус? Убрал проблему зависимости от компьютера».
Появилось множество роликов, где родители фонтанируют эмоциями по поводу подготовки домашнего задания в дистанционном формате. А что же мешает нам использовать ситуацию во благо? У ребенка актуализируется потребность обратиться к вам за помощью, за информацией. Вы же имеете все шансы блеснуть своими знаниями, попробовав вспомнить изученное совместно с ребёнком, поразив его нужностью школьных знаний, спустя такое количество лет.
В качестве примера, приведу ситуацию с домашним заданием по окружающему миру, выполняемым моим сыном третьеклассником. Тема - города Золотого кольца. Видеороликов туристического, исторического характера нашлось множество. Так состоялась наша совместная виртуальная экскурсия. Потом мы придумывали вопросы к викторине. И самое главное, эту викторину сын провел по телефону нашей бабушке, находящейся на самоизоляции в одиночестве, чем вызвал море позитивных эмоций всей семьи, вдобавок побудив бабушку весь следующий день самостоятельно углубиться в интереснейшую тему истории и культуры страны. На мой взгляд, в выигрыше остались все мы. Например, ребёнку задают читать книжки, и можно попробовать вспомнить литературное чтение совместно с ребёнком.
Материал статьи Е.И.Николаевой, доктора биологических наук, профессора кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена, преподавателя Института практической психологии «Иматон», опубликован в «Психологической газете» переработан педагогами-психологами Чусовского филиала ГБУПК «ЦППМСП» Пирожковой Е.А. и Вахрушевой И.И.